Михаил Броннер

Биография

№1 (скромная). Используется на различных фестивалях и концертах.

Михаил Броннер (1952) в 1977 окончил Московскую консерваторию, в 1981 — аспирантуру у Т. Н.Хренникова (сочинение) и Ю.А.Фортунатова (инструментовка).

Автор более 250 произведений различных жанров. Среди них — оперы «Съедобные сказки» (2013), «Золотой остров» (1993), «Гадкий утенок» (2015) (все поставлены в Московском детским музыкальном театре им. Н.Сац); «Холодное сердце» (1981), «Гадкий утенок» (2015); балеты «Оптимистическая трагедия» (1985) и «Укрощение строптивой» (1996) — оба поставлены в Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко; 62 инструментальных концертов (среди них — «Три печальных послания» для скрипки и камерного оркестра (2016), «Kein Heldenleben» поэма для камерного оркестра (2016), «Плыву в волнах любви». Восемь сонетов для баяна и камерного оркестра (2016), «Цугцванг» концерт для симфонического оркестра с солирующими фортепиано скрипкой и кларнетом (2015), «In The Middle of Nowhere» для скрипки, альта и камерного оркестра (2015); «Белорусский концерт» для цимбал и камерного оркестра (2012); «TSAVT TANEM» /«Возьму твою боль»/ концерт для виолончели и камерного оркестра (2011); «Иллюзия жизни» концерт для скрипки, ударных и камерного оркестра (2011);«Заколдованный лес» концерт для юного музыканта и камерного оркестра (2011); «Семь еврейских песен» для скрипки, тубы и камерного оркестра (2009); «В направлении смысла» концерт для скрипки, тубы и камерного оркестра (2009); «Остров счастья» для балалайки, альтовой домры и оркестра русских народных инструментов (2006); «Время прощать» концерт для балалайки и камерного оркестра (2004); «В поисках Грааля» концерт для скрипки, юного музыканта и камерного оркестра (2004 «Так записано...» /«Katuv»/ концерт для фортепиано, баяна и симфонического оркестра (2004); «Дети страха» концерт для фортепиано и симфонического оркестра (2002), «Врата небес» концерт для скрипки и камерного оркестра (2000); «Время терпеть» для балалайки и камерного оркестра (1999); произведения для симфонического оркестра «Deus Ex Machina» концерт для симфонического оркестра (2016), («Большой Фрейлахс для Большого оркестра» (2010), «Soter Ponim» /«Забывший нас»/ (1997).

Значительное место в творчестве композитора занимают сочинения, связанные с образами и сюжетами Книги: «Страсти по Иуде» (1998) для баяна и камерного оркестра, «В начале. Из Книги «Бытие» (2007) для хора и симфонического оркестра, «Изгнание из рая» для альта, бас-кларнета, вибрафона и баяна (2008), «Вавилонская башня» для оркестра русских народных инструментов (2011); «Авраам и Исаак» для баяна и саксофона-сопрано (1998), «Время Каина» для фагота и камерного оркестра (2001), «Адам и Ева» для баяна и скрипки (1999),«Из книги пророка Исаии» (1998) для детского хора и фортепиано в четыре руки, «Евангелие от саксофона» для саксофона и камерного оркестра (1997).

Главным своим сочинением автор считает «Еврейский Реквием» (1992), мировая премьера которого состоялась в шести городах Германии в 1994 году. Сочинения Михаила Броннера с успехом исполняются на концертах и фестивалях в лучших залах разных городов России (от Москвы до Владивостока) и за рубежом — в Германии, США, Австрии, Канаде, Китае, Монако, Греции, Испании, Англии, Шотландии, Франции, Италии, Бельгии, Швейцарии, Египте, Финляндии, Хорватии, Болгарии, Венгрии, Литве, Беларуси, Армении, Украине, Молдове, Казахстане. Его произведения записаны на 2 пластинках и 35 компакт-дисках, изданных в России и за рубежом (Австрия, США, Франция, Канада). С 2001 года преподает композицию в Государственном музыкально-педагогическом институте имени М.М.Ипполитова-Иванова.

Михаил Броннер — Лауреат премии Союза композиторов России им. Д.Д.Шостаковича, обладатель «Серебряного диска» Российской академии музыки имени Гнесиных «За заслуги в баянном искусстве», член Правления Московской композиторской организации,

Председатель Приемной комиссии Союза композиторов Москвы, член Оргкомитета Международного фестиваля современной музыки «Московская осень». В 2002 году был назван «Композитором года», а в 2013 — «Персоной года» (по версии газеты «Музыкальное обозрение»).

№2 (нескромная). Используется в исключительных случаях

Михаил Броннер — один из самых талантливых современных композиторов. Истинный наследник лучших классических традиций, он сумел в своем творчестве проявить яркую индивидуальность, пронзительный мелодизм и высокий профессионализм. Поразительна и поистине уникальна широта творческого диапазона композитора, невероятный размах и разнообразие жанров, в которых он работает. Михаил Броннер — автор более 250 произведений. Это камерные сочинения для самых необычных инструментальных составов и яркие симфонические полотна; балеты и оперы, входящие в репертуар Московских театров, сочинения для детского хора и прозвучавший в Германии с огромным успехом грандиозный «Еврейский реквием», музыка к многосерийному фильму «Неудача Пуаро» и работа в еженедельных телевизионных передачах; это многочисленные инструментальный концерты и музыка к театральным спектаклям. При всем разнообразии жанров, в которых работает М.Броннер, успешно используя не только весь инструментарий академического композитора, но и применяя новейшие компьютерные технологии, ему удается сохранить свою яркую творческую индивидуальность. Премьеры каждого сочинения Михаила Броннера — будь то хоровые кантаты «Крестовый поход детей», «Лимерики», «Вредные советы», «Stabat Mater», «Dona nobis pacem», вокальные циклы на стихи М.Цветаевой, А.Ахматовой, О.Мандельштама, И.Бродского, инструментальные концерты (среди последних — «Цугцванг» концерт для симфонического оркестра с солирующими фортепиано, скрипкой и кларнетом, «Белорусский концерт» для цимбал и камерного оркестра; «TSAVT TANEM /«Возьму твою боль»/ концерт для виолончели и камерного оркестра; «Иллюзия жизни» концерт для скрипки, ударных и камерного оркестра; «Заколдованный лес» концерт для юного музыканта и камерного оркестра; «Трансформация души» концерт для альта и камерного оркестра; «Семь еврейских песен» для скрипки, тубы и камерного оркестра; «В направлении смысла» концерт для скрипки, тубы и камерного оркестра, «Дети страха» для фортепиано и симфонического оркестра, «Так записано» /Katuv/) неизменно становятся заметным событием музыкальной культуры.

Вот, лишь несколько отзывов о его творчестве: «Броннер — многогранный художник, виртуоз оркестрового письма, философ, наделенный талантом виденья истинной сути красоты... Кто мы? Откуда пришли? Куда идем? Правы ли мы и как нам быть? Что есть Бытие в высшем значении понятия и сумеем ли мы Быть вообще? Вот вопросы, которые слышатся в сложной интонационной вязи музыки Броннера. (М.Кокжаев «О стиле Михаила Броннера»). М.Броннер не просто композитор, но еще и философ, которого интересуют судьбы мира, волнуют особые, сложные ситуации, неразрешимые коллизии. И его музыка выражает остроту этих ситуаций в интеллектуальном их преломлении» («Российская музыкальная газета»). «Оплакивание — боль — смерть — жизнь. Эти полюса проявляют смысл сущего, создавая эмоциональное и духовное поле. Порыв духа, преодолевающего смерть. Живая память, ставшая музыкой». («Музыкальная Академия»). «С Михаилом Броннером очень легко работать, потому что он ко всем вопросам относится творчески. В период работы над музыкой балета он показал себя не только как композитор-симфонист, но сумел стать, по существу, соавтором постановки, композитором-сорежиссером (Балетмейстер Дмитрий Брянцев). «Музыку Михаила Броннера я считаю гениальной, так как она имеет свой особый музыкальный язык и проникает прямо в сердце». (Дирижер Михаил Юровский, «Nordwestdeutsche», Германия).

Большой общественный резонанс получили два балета М.Броннера, поставленные на сцене Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко — «Оптимистическая трагедия» (1985) и «Укрощение строптивой» (1996) (последний был в репертуаре 11 сезонов). Премьеры широко обсуждались в прессе (газеты «Известия, «Культура, «Правда, «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Музыкальное обозрение», «Аргументы и факты и др., журналы «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», «Театр», «Музыка и время», «Огонек» и др.), где музыка композитора была названа «живописным полотном с симфоническим развитием музыкальных образов», отмечалась «интересная, сложная и вместе с тем логически ясная партитура», «разнообразные жанровые и стилистические истоки музыкального тематизма, ритмическая щедрость, мастерская оркестровка, присущее автору незаурядное чувство театральности».

Важнейшее событие в творчестве М.Броннера — создание грандиозного «Еврейского Реквиема» для двух хоров, четырех солистов и симфонического оркестра, мировая премьера которого прошла с огромным успехом в лучших концертных залах шести городов Германии. Вот, например, что писала немецкая пресса «Это произведение, сочиненное в конце отмеченного бесконечной цепью страданий столетия, подарило людям надежду и примирение. Стоя, овациями публика благодарила композитора за эту грандиозную музыку» («Neue Westfalische»).«Вряд ли кто-нибудь смог устоять перед силой, исходящей от этой роскошной фрески. Замечательно, что длительные овации начались не сразу, а лишь через несколько секунд после абсолютной тишины в зале. Для композитора — по праву — раздались крики «Браво!» («Berliner Zeitung»). «Перед воспламененными слушателями разворачивается действие, принимающее кинематографический размах. Внимание переключается на трагические тексты и бескрайнюю в своей грандиозности музыку («Tagesspiel»). «Так возникают безмерность ужаса и красота любви, которые в этом хаосе чувств перерождаются и, наконец, находят опору в заключительных словах «Реквиема» — «Я верую». Публика благодарила композитора и исполнителей криками «Браво!» и полными восхищения овациями» («Berliner Morgenpost»).

Особая страница в творчестве М.Броннера — сочинения для детей и юношества. Его хоровые циклы и кантаты («Гори-гори ясно», «Ключ от королевства», «Горячий камень», «Псалтырь», «Из Книги Пророка Исаии») прочно вошли в репертуар лучших детских хоровых коллективов России и многих зарубежных стран. В Московском Академическом Детском музыкальном театре им. Н.Сац несколько сезонов с успехом шла опера «Золотой остров». Недавно в этом же театре состоялась премьера оперы «Съедобные сказки».

Композитор плодотворно сотрудничает с известными музыкантами (Ф.Липс — баян, В.Тонха — виолончель, М.Горобцов — домра, А.Волков — саксофон, Л.Амбарцумян — скрипка, А.Бузлов — виолончель, А.Брусиловский — скрипка, С.Липс — фортепиано, М.Березницкий — альт, Б.Лившиц — скрипка, Н.Ахназарян — виолончель, А.Горбачев — балалайка, Арам Талалян — виолончель, А.Дресслер — кларнет, М.Власова — аккордеон, В.Сыч — ударные, А.Севастьян — баян) и музыкальными коллективами (камерный оркестр «Времена года», струнный квартет «Гармонии мира», «Хоровой театр Бориса Певзнера», детская хоровая студия «Полет»), которые с большим успехом исполняют сочинения М.Броннера на концертах и фестивалях в лучших залах разных городов по всей России (от Москвы до Владивостока) и за рубежом (Германия, США, Канада, Китай, Хорватия, Великобритания, Греция, Франция, Монако, Италия, Бельгия, Испания, Египет, Швейцария, Болгария, Венгрия, Украина, Беларусь, Армения, Финляндия). Произведения М.Броннера записаны на 2 пластинках и 33 компакт-дисках, изданных в России и за рубежом. С 2001 года преподает композицию в Государственном музыкально-педагогическом институте имени М.М.Ипполитова-Иванова.

Михаил Броннер — Лауреат премии Союза композиторов России им. Д.Д.Шостаковича,обладатель «Серебряного диска» Российской академии музыки имени Гнесиных «За заслуги в баянном искусстве», член Правления Московской композиторской организации, Председатель Приемной комиссии Союза композиторов Москвы, член Оргкомитета Международного фестиваля современной музыки «Московская осень». За создание ряда выдающихся произведений был назван «Композитором года» (2002), и «Персоной года» (2013) по версии газеты «Музыкальное обозрение».

Заслуженный деятель искусств Петр Меркурьев

№3 (Используется только для детской аудитории).

Михаил Броннер «Сам о себе» (только не для взрослых).
Родился (в 1952 году). Детство прошло (к сожалению). Учился (композиции — у Т.Н.Хренникова, инструментовке — у Ю.А. Фортунатова). После окончания консерватории и аспирантуры написал много серьезной музыки для взрослых: оратории, кантаты, Реквием, хоровые концерты и даже одну мессу. Хотя взрослые пели, играли и даже «танцевали» (в 1985 году был поставлен балет «Оптимистическая трагедия) мою музыку, писать для них мне немножко надоело. Я понял, что гораздо интереснее писать для жизнерадостных и непослушных детей, чем для очень послушных, но совсем нежизнерадостных взрослых (наверное, они такие нежизнерадостные, потому, что у них есть дети, а с детьми — очень тяжело, вы же знаете!). Быстро написал три детские кантаты («Гори — гори ясно», «Ключ от королевства», «Горячий камень»), и все их дети спели. Теперь, когда устаю от детской музыки, пишу взрослую (и написал 49 концертов для самых разных инструментов – скрипки, саксофона, альта, цимбал, кларнета, фагота, балалайки, домры, виолончели, баяна, фортепиано; вокальные циклы; балет «Укрощение строптивой»). А когда становится скучно писать «взрослую» музыку — пишу «детскую» (оперу «Золотой остров», оперу «Съедобные сказки» — она идет сейчас в Москве), кантаты для детского хора и оркестра «Крестовый поход детей», «Лимерики», «Вредные советы», «Гадания по различным частям тела», кантату для детского хора и голоса «Stabat Mater», «Времена года» для камерного оркестра. Я не буду перечислять все свои сочинения (их более двухсот пятидесяти). Они звучат в России и за рубежом.